Социальная адаптация неслышащего ребенка

За качество жизни ребенка с нарушением слуха и речи  нужно бороться.

Я знаю, что тот, кто борется, может проиграть.
Но тот, кто не борется — уже проиграл... 

В настоящее время нарушение слуха, каким бы тяжелым оно не было, не является непреодолимым препятствием для обучения ребенка речи. Современные технологии слухопротезирования, долгий совместный и упорный труд родителей и сурдопедагогов способны сделать то, что кажется, на первый взгляд, нереальным: все больше  детей с нарушением слуха посещают обычные детские сады или учатся в общеобразовательных средних школах, поступают в ВУЗы на стационарную форму обучения. Ведь в результате своевременного бинаурального (двухстороннего) слухопротезирования и упорной тренировки  слухового восприятия формируется речевой слух, который  является, как и у нормально слышащих детей, основой для становления  устной речи.

Родители, которые решились на  слухопротезирование своего неслышащего ребенка — выбрали  путь нормализации его жизни, путь упорного труда. Они знают  многое о современных методиках развития слуха, добиваются значительных успехов в развитии разговорной и письменной речи малыша, и все-таки некоторые из них задаются вопросами: «А что будет завтра? Как мой ребенок будет дальше жить со своей проблемой — нарушением слуха? Какую выбрать профессию? Как сложится его личная жизнь?».

Каждому родителю хочется видеть своих детей состоявшимися и счастливыми. Очень хочется уберечь их от ошибок и, где возможно, «соломку подстелить». Родители  боятся, что у их неслышащих детей будут трудности – но, может быть, они им нужны? Чтоб преодолеть свой недуг, стать сильнее, умнее,  готовыми к жизни в социуме.  Всегда нужно ориентироваться на большее: да, потеря слуха препятствует нормальному общению, но  при настоящей поддержке родителей ребенок сможет преодолеть все трудности. Все начинается с детства: самооценка ребенка, его вера в собственные силы и возможности основана в первую очередь на поведении родителей и их оценке.

Нужно твердо знать, что ребенок с нарушением слуха такой, «как все»! Просто ему повезло меньше: приходится быть предельно внимательным в общественных местах, вслушиваться, анализировать каждый звук — тренировать  остатки слуха и, вследствие этого, заниматься раз в пять больше своих сверстников. Благодаря регулярным занятиям по развитию речи такой ребенок научится говорить, сможет выражать свои чувства и переживания не только возгласами и активной жестикуляцией,  но и делать собственные выводы из жизненных ситуаций.

Поэтому  неслышащего ребенка нужно не ограждать, а вводить в слышащую среду, ведь именно там он может получить стимул к речевому общению. По мере взросления ребенка и вследствие неустанных занятий будет развиваться и совершенствоваться его речь, с каждым годом  все лучше и лучше. При этом наряду с развитием слуха и речи   следует учить ребенка самостоятельности и умению выживать в обществе.

Слухопротезирование – это всего лишь первый, но очень важный этап в жизни неслышащего ребенка. Современные детские цифровые слуховые аппараты и системы кохлеарной имплантации моделируют утраченную слуховую функцию  и позволяют автоматически подбирать наилучшую комбинацию разборчивости речи и слухового комфорта в любых ситуациях. Они не только  ускоряют процесс обучения речи и обеспечивают наивысшее качество звука, а также придают ребенку уверенность в себе и собственных силах.  Благодаря слухопротезированию и регулярным занятиям по развитию слуха речи ребенок может развиваться так же, как и ребенок со слухом в пределах нормы. Вследствие этого и воспитывать ребенка с нарушением слуха и речи нужно так, как и слышащего ребенка  – целенаправленно на позитивный результат. Дети с нарушением слуха, если в их воспитание вкладывать много души и сил, могут развиваться даже успешнее своих ровесников. В результате и окружающие тоже поверят в ребенка и будут всячески способствовать его развитию: среди учителей, руководителей, соседей, друзей найдутся единомышленники. И в садике, и в школе, и на уроках музыки и рисования, занятиях спортом – ребенок с помощью слуховых аппаратов должен и будет расти, развиваться как самостоятельная личность в обществе на равных со слышащими.

Благодаря современным технологиям слухопротезирования, которые и далее, в этом нет сомнений, будут развиваться и усовершенствоваться, неслышащий ребенок  сможет добиться многого. Главное — родители должны  поверить в своего ребенка, внушить ему уверенность в себе и создать все условия для компенсации нарушения слуха и речи, развития и обучения.

© Егова Елена

Последние статьи

electricity boy hair

Как статическое электричество влияет на систему кохлеарной имплантации?

Это часто задаваемый вопрос среди пользователей системами кохлеарной имплантации Oticon Medical. Вот что на это отвечают специалисты
Читать далее

Основные этапы овладения языком и развития речи у ребенка

Первые 5 лет жизни, когда мозг ребенка активно развивается, является наиболее интенсивным периодом приобретения языковых и речевых навыков.
Читать далее

Полезные и вредные звуки

Нас окружает мир звуков – природы и музыки, голосов людей и грохота городов. С помощью звуков люди учатся, общаются, получают информацию об окружающем мире. Но не все звуки одинаковы. Среди них есть полезные, а есть – опасные.
Читать далее
  • ua
  • ru