В настоящее время нарушение слуха, каким бы тяжелым оно не было, не является непреодолимым препятствием для обучения ребенка речи. Современные технологии слухопротезирования, долгий совместный и упорный труд родителей и сурдопедагогов способны сделать то, что кажется, на первый взгляд, нереальным: все больше детей с нарушением слуха посещают обычные детские сады или учатся в общеобразовательных средних школах, поступают в ВУЗы на стационарную форму обучения. Ведь в результате своевременного бинаурального (двухстороннего) слухопротезирования и упорной тренировки слухового восприятия формируется речевой слух, который является, как и у нормально слышащих детей, основой для становления устной речи.
Родители, которые решились на слухопротезирование своего неслышащего ребенка — выбрали путь нормализации его жизни, путь упорного труда. Они знают многое о современных методиках развития слуха, добиваются значительных успехов в развитии разговорной и письменной речи малыша, и все-таки некоторые из них задаются вопросами: «А что будет завтра? Как мой ребенок будет дальше жить со своей проблемой — нарушением слуха? Какую выбрать профессию? Как сложится его личная жизнь?».
Каждому родителю хочется видеть своих детей состоявшимися и счастливыми. Очень хочется уберечь их от ошибок и, где возможно, «соломку подстелить». Родители боятся, что у их неслышащих детей будут трудности – но, может быть, они им нужны? Чтоб преодолеть свой недуг, стать сильнее, умнее, готовыми к жизни в социуме. Всегда нужно ориентироваться на большее: да, потеря слуха препятствует нормальному общению, но при настоящей поддержке родителей ребенок сможет преодолеть все трудности. Все начинается с детства: самооценка ребенка, его вера в собственные силы и возможности основана в первую очередь на поведении родителей и их оценке.
Нужно твердо знать, что ребенок с нарушением слуха такой, «как все»! Просто ему повезло меньше: приходится быть предельно внимательным в общественных местах, вслушиваться, анализировать каждый звук — тренировать остатки слуха и, вследствие этого, заниматься раз в пять больше своих сверстников. Благодаря регулярным занятиям по развитию речи такой ребенок научится говорить, сможет выражать свои чувства и переживания не только возгласами и активной жестикуляцией, но и делать собственные выводы из жизненных ситуаций.
Поэтому неслышащего ребенка нужно не ограждать, а вводить в слышащую среду, ведь именно там он может получить стимул к речевому общению. По мере взросления ребенка и вследствие неустанных занятий будет развиваться и совершенствоваться его речь, с каждым годом все лучше и лучше. При этом наряду с развитием слуха и речи следует учить ребенка самостоятельности и умению выживать в обществе.
Слухопротезирование – это всего лишь первый, но очень важный этап в жизни неслышащего ребенка. Современные детские цифровые слуховые аппараты и системы кохлеарной имплантации моделируют утраченную слуховую функцию и позволяют автоматически подбирать наилучшую комбинацию разборчивости речи и слухового комфорта в любых ситуациях. Они не только ускоряют процесс обучения речи и обеспечивают наивысшее качество звука, а также придают ребенку уверенность в себе и собственных силах. Благодаря слухопротезированию и регулярным занятиям по развитию слуха речи ребенок может развиваться так же, как и ребенок со слухом в пределах нормы. Вследствие этого и воспитывать ребенка с нарушением слуха и речи нужно так, как и слышащего ребенка – целенаправленно на позитивный результат. Дети с нарушением слуха, если в их воспитание вкладывать много души и сил, могут развиваться даже успешнее своих ровесников. В результате и окружающие тоже поверят в ребенка и будут всячески способствовать его развитию: среди учителей, руководителей, соседей, друзей найдутся единомышленники. И в садике, и в школе, и на уроках музыки и рисования, занятиях спортом – ребенок с помощью слуховых аппаратов должен и будет расти, развиваться как самостоятельная личность в обществе на равных со слышащими.
Благодаря современным технологиям слухопротезирования, которые и далее, в этом нет сомнений, будут развиваться и усовершенствоваться, неслышащий ребенок сможет добиться многого. Главное — родители должны поверить в своего ребенка, внушить ему уверенность в себе и создать все условия для компенсации нарушения слуха и речи, развития и обучения.
© Егова Елена