Аудиограмма - что это такое?

Аудиограмма - это график состояния Вашего слуха, полученный в результате аудиометрического обследования. Научное название - пороговая тональная аудиометрия

Тональная пороговая аудиограмма – графическое изображение порогов (уровней) слышимости тонов в децибелах в функции частоты стимулирующего тона, полученных с помощью диагностического прибора - аудиометра.

Порог слышимости – это минимальный уровень звукового давления тона, который вызывает слуховое ощущение; измеряется в децибелах порогов слышимости (дБ ПС) относительно стандартизованного порога слышимости нормально слышащих молодых взрослых. С помощью головных воздушных телефонов, размещенных на ушной раковине, измеряют пороги слышимости воздушно-проведенных тонов. С помощью костного телефона, расположенного за ушной раковиной на кости сосцевидного отростка, измеряют пороги слышимости костно-проведенных тонов. Пороги слышимости воздушно- и костно-проведенных тонов измеряется условно-рефлекторной аудиометрией (детям от 7-8 месяцев до 3-х лет), игровой аудиометрии (детям в возрасте от 3 до 7 лет) и субъективной аудиометрии (детям старшего возраста и взрослым).

Бланк тональной аудиограммы показан на рисунке 1. На горизонтальной оси аудиограммы отмечены частоты, соответствующие частотам аудиометра в диапазоне от 125 до 8000 Гц.  Тоны в диапазоне 125 -1000 Гц принято считать низкими частотами, в диапазоне 2000 – 8000 Гц – высокими. На вертикальной оси аудиограммы отмечены уровни звукового давления тонов в дБ ПС.

Рисунок 1. Аудиометрия. Бланк тональной пороговой аудиограммы с отмеченными по горизонтали степенями снижения слуха. Светло-серая зона соответствует диапазону звуков разговорной речи.

Диапазон звуков разговорной речи, размещенный на бланке аудиограммы отражает уровни звукового давления и частотные компоненты звуков речи - фонем. Сопоставление тональной пороговой аудиограммы с диапазоном звуков разговорной речи демонстрирует степень нарушения восприятия речевых звуков в зависимости от степени снижения слуха и конфигурации пороговой тональной аудиограммы.

Тональная пороговая аудиограмма позволяет графически представить степень снижения слуха, соотношение порогов слышимости и диапазона звуков разговорной речи,  конфигурацию аудиограммы, тип тугоухости.

image002
image004

При слухопротезировании результаты пороговой тональной аудиометрии имеют ключевое значение для грамотного выбора типа и модели слуховых аппаратов, эффективной настройке их электроакустических параметров.

Пороги слышимости в норме не превышают 15 дБ ПС (рисунок 2).

Рисунок 2. Пороги слышимости воздушно-проведенных звуков в норме.

Степени снижения слуха

Затруднение восприятия речи и окружающих звуков зависит от степени снижения слуха. Степень снижения слуха по пороговой тональной аудиограмме вычисляют как среднее арифметическое порогов  слышимости воздушно-проведенных тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.

Минимальное снижение слуха 16-25 дБ

Затруднено восприятия тихой речи в шуме.  Минимальное снижение слуха в детском возрасте приводит к затруднению восприятие речи.  При средних порогах слышимости 16 дБ ученики не получают до 10% речевой информации, если учитель находится на расстоянии более 1 метра. При средних порогах слышимости 20-25 дБ возникают проблемы с распознаванием речевых звуков с, ч, ф.

Рисунок 3. Аудиометрия. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов  при минимальной степени снижении слуха.

image006
image008

Легкое снижение слуха 26-40 дБ

Затруднено восприятия тихой или удаленной речи в тишине и шуме.  Обычная разговорная речь слышна в тишине, но в шуме разборчивость речи ухудшается. Шепотная речь не слышна.  Легкая степень снижения слуха в детском возрасте приводит к тому, что дети не получают 25-40% речевой информации, плохо различают согласные звуки, напрягаются при слушании и быстро устают, производят впечатлениие рассеянных.  Могут развиваться дефекты произношения, снижаться успеваемость в школе.

Рисунок 4. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов  при легкой степени снижении слуха.

Среднее снижение слуха 41-55 дБ

Разговорная речь слышны на небольшом расстоянии от говорящего, восприятие речи в шуме значительно ухудшается. Тихие звуки и шепотная речь не слышны.   У детей средняя степень тугоухости приводит к потере 50-100% речевой информации в зависимости от условий слушания, дети могут понимать простые фразы со знакомыми словами на расстоянии до 1-1.5 метра. Для понимания речи дети используют зрительную информацию (чтение с губ), словарный запас беден, речь искаженная, голос монотонный, многие согласные произносятся неправильно.

Рисунок 5. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов  при средней степени снижении слуха.

image012
image014

Тяжелое снижение слуха 56-70 дБ

Слышна громкая разговорная речь на близком расстоянии от уха. Дети со снижением слуха 55 дБ теряют 100% речевой информации; могут различать громкую речь на расстоянии до метра; речь не развивается.

Рисунок 6. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов  при тяжелой степени снижении слуха.

 

Глубокое снижение слуха 71-90 дБ

Слышна очень громкая речь у самого уха, различают громкие звуки на расстоянии 30- 50 см от уха.

Рисунок 7. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов  при глубокой степени снижении слуха.

image016
image018

Глухота

При глухоте средние пороги слышимости превышают 90 дБ ПС. В некоторых случаях глухоты могут быть слышны громкие звуки, крик у ушной раковины.  При клинической глухоте слуховые пороги не определяются при стимуляции уровнем звукового давления 120 дБ ПС, реакция на звуковые стимулы отсутствует. Слухоречевое общение невозможно.

Рисунок 8. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов  при глухоте.

 

Конфигурации тональной пороговой аудиограммы

Горизонтальная конфигурация – тональные пороги для всех аудиометрических частот регистрируются  в коридоре 20 дБ потери слуха.

Рисунок 9. Горизонтальная конфигурация пороговой тональной аудиограммы.

Полого нисходящая конфигурация – тональные пороги высоких частот ниже тональных порогов низких частот как минимум на 20 дБ.

 

Рисунок 11. Полого нисходящая конфигурация пороговой тональной аудиограммы

Высокочастотная конфигурация - тональные пороги слышимости изолированно понижены в высокочастотной области.

Рисунок 13. Высокочастотная конфигурация пороговой тональной аудиограммы

Восходящая конфигурация – тональные пороги низких частот ниже тональных порогов высоких частот как минимум на 20 дБ потери слуха

Рисунок 10. Восходящая конфигурация пороговой тональной аудиограммы

Низкочастотная конфигурация  – тональные пороги слышимости изолированно понижены в низкочастотной области.

Рисунок 12. Низкочастотная конфигурация пороговой тональной аудиограммы

Обрывистая конфигурация – высокочастотная потеря слуха с разницей между порогам слышимости низких и высоких частот более 20 дБ на октаву (рисунок 14).

Рисунок 14. Аудиометрия. Обрывистая конфигурация пороговой тональной аудиограммы

Left

Остались вопросы?

Для того, чтобы получить консультацию, просто заполните форму.

Доверьтесь нам и вы не останетесь наедине со своей проблемой. Не отказывайте себе в полноценной жизни! Начать слышать никогда не поздно!

Последние статьи

Слуховые аппараты Oticon для детей: суперустройства, выдерживающие любые испытания

Многие воспринимают слуховые аппараты как приговор. В частности, это касается родителей, которым трудно смириться с мыслью, что у их ребенка нарушение слуха. Не стоит расстраиваться, ведь современные слуховые аппараты отлично компенсируют потерю слуха. А передовые технологии делают их использование максимально комфортным и долгосрочным.
Читать далее

Слуховые аппараты: когда следует носить и когда не нужно

Когда вы впервые надеваете один или два слуховых аппарата и понимаете, какой это кайф — слышать все окружающие звуки, может случиться так, что вы больше никогда не захотите их снимать. Однако чтобы поддерживать ваши устройства в идеальном состоянии, важно понимать, когда можно и когда нельзя носить слуховые аппараты.
Читать далее

Как работать и заниматься любимым делом, несмотря на нарушение слуха

Первый момент, на который нужно обратить внимание, если у вас есть нарушение слуха и ищете работу. Определите для себя сферы, в которых работать вам будет удобно.
Читать далее
  • uk
  • ru