• Главная >
  • Статьи >
  • Основные этапы овладения языком и развития речи у ребенка

Основные этапы овладения языком и развития речи у ребенка

Первые 5 лет жизни, когда мозг ребенка активно развивается, является наиболее интенсивным периодом приобретения языковых и речевых навыков. Эти навыки развиваются, если ребенка окружает мир, наполненный звуками и общением.

Специалисты говорят, у младенцев и маленьких детей есть особые периоды развития, в которые звук и общение становятся критически важными.

Основные этапы овладения языком и развития речи

Первым этапом развития речевого общения является период, когда ребенок узнает, что крик дает пищу, воду, смену подгузника, внимание матери и т.д. В этот период ребенок слышит свой крик и реакцию на него взрослых. Он также учится распознавать важные звуки окружающей среды, например, голос мамы или отца, звук погремушки или других игрушек.

По мере взросления ребенок начинает разбирать звуки, из которых состоит речь. В возрасте 6 месяцев большинство детишек уже выделяют родной язык среди прочих, слышат его особый темп.

Конечно, все дети разные и овладевают языком с разной скоростью. Однако, если все хорошо, дети в развитии речи проходят определенные этапы.

Ниже представлен контрольный список важных этапов коммуникативных и речевых навыков ребенка в период с рождения до 5 лет. Знание этих этапов помогает врачам и педагогам определять уровень развития речевых навыков ребенка, выяснять индивидуальные потребности и необходимость в помощи.

Родителям тоже необходимо знать, какие речевые навыки характеризуют развитие ребенка соответственно его возрасту. Очень часто задержка в развитии речи вызвана нарушением слуха.

children play with musical toys

Контрольный перечень речевых и коммуникативных навыков ребенка

Выберите возраст вашего ребенка и нажмите около его обозначения знак "плюс".

Если ребенок имеет перечисленные навыки, он развивается соответственно своему возрасту.

  1. Ребенок реагирует на громкие звуки;
  2. Успокаивается, когда с ним разговаривают;
  3. Узнает мамин голос;
  4. Когда ребенку хорошо, он "агукает" или издает другие звуки удовольствия;
  5. Улыбается, когда видит маму.
  1. Ребенок следит глазами за звуками;
  2. Реагирует на изменение интонации голоса мамы;
  3. Замечает игрушки, издающие звуки;
  4. Обращает внимание на музыку;
  5. Начинает издавать много разных речевых звуков, в частности, "П", "Б", "М";
  6. Смеется;
  7. Лопочет, когда взволнован или недоволен;
  8. Издает булькающие звуки, когда один или с кем-то играет.
  1. Ребенку нравится играть в игры, где нужно ориентироваться на звуки, например, закрывать глаза и искать кого-то хлопающего в ладоши;
  2. Поворачивается и смотрит в сторону звуков;
  3. Прислушивается к разговорам;
  4. Понимает простые названия предметов, например "чашка", "сок", "зайчик", "бабушка", "машина" и т.п.;
  5. Идет, когда ему говорят "иди ко мне";
  6. Пытается произнести простые слова "мама", "папа", "би-би", "ав-ав", "баба" и т.д.;
  1. Ребенок уже знает несколько частей тела и может показать их, если просят;
  2. Выполняет простые просьбы, вроде "принеси мячик", "покажи, где твоя обувь";
  3. Ребенку нравится слушать сказки, стишки, песни;
  4. Показывает пальчиком на рисунках на зверюшек или предметы;
  5. Постоянно заучивает новые слова;
  6. Задает простые вопросы, например, "Где папа?", "Котенок хочет есть?". 
  7. Умеет здороваться и прощаться;
  8. Нормально произносит слова, начинающиеся с согласных звуков.
  1. Ребенок знает названия большинства предметов, окружающих его дома;
  2. Строит предложение минимум из трех слов;
  3. Активно использует звуки "К", "Г", "Ф", "Т", "Н";
  4. Говорит так, что его могут понять члены семьи и друзья;
  5. Называет объекты, чтобы задать вопрос о них.
  1. Ребёнок вас слышит из другой комнаты;
  2. Слушает видео и песни по телевизору на смартфоне/планшете с нормальным (не повышенным) уровнем громкости;
  3. Может ответить на простые вопросы "Кто это?", "Где?", "Когда?", "Какого цвета?", "Почему?" и т.д.;
  4. Усваивает понятие единственного и множественного числа;
  5. Коротко рассказывает, что было в детском саду, на площадке, в гостях;
  6. Строит предложения минимум из четырех слов;
  7. Повторяет за взрослыми слова.
  1. Ребенок внимательно слушает короткие сказки или рассказы и отвечает на вопросы по ним;
  2. Слушает и слышит большинство историй и ситуаций, возникающих дома и в садике;
  3. Строит предложения, где есть мелкие описательные детали;
  4. Рассказывает истории;
  5. Легко общается с другими взрослыми и детьми;
  6. Правильно произносит большинство звуков;
  7. Пытается рифмовать слова;
  8. Может назвать хотя бы небольшое количество букв и цифр.

Если у ребенка медленно развивается речь

Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии речи, не ждите, пока малыш "перерастет". Не прислушивайтесь к советам подруг или соседок, типа “мальчики/девочки начинают развиваться/говорить позже”. Чем раньше выявить проблему, тем больше времени останется на ее решение. Вовремя поняв, что ребенку требуется помощь, ее можно оказать до того, как ребенок пойдет в школу.

 

Чтобы записаться на консультацию сурдопедагога, заполните форму, напишите в чат или воспользуйтесь нашими контактами.

Доверьтесь нам и не оставайтесь наедине со своей проблемой.

© Центр слуховой реабилитации АВРОРА®,2022. Все права защищены. Копирование и другое использование материалов – только со ссылкой.

Последние статьи

Слуховые аппараты Oticon для детей: суперустройства, выдерживающие любые испытания

Многие воспринимают слуховые аппараты как приговор. В частности, это касается родителей, которым трудно смириться с мыслью, что у их ребенка нарушение слуха. Не стоит расстраиваться, ведь современные слуховые аппараты отлично компенсируют потерю слуха. А передовые технологии делают их использование максимально комфортным и долгосрочным.
Читать далее

Слуховые аппараты: когда следует носить и когда не нужно

Когда вы впервые надеваете один или два слуховых аппарата и понимаете, какой это кайф — слышать все окружающие звуки, может случиться так, что вы больше никогда не захотите их снимать. Однако чтобы поддерживать ваши устройства в идеальном состоянии, важно понимать, когда можно и когда нельзя носить слуховые аппараты.
Читать далее

Как работать и заниматься любимым делом, несмотря на нарушение слуха

Первый момент, на который нужно обратить внимание, если у вас есть нарушение слуха и ищете работу. Определите для себя сферы, в которых работать вам будет удобно.
Читать далее
  • uk
  • ru