• Главная >
  • Статьи >
  •  Слухоречевое развитие вашего ребенка: экспресс-тест для родителей

Слухоречевое развитие вашего ребенка: экспресс-тест для родителей

Уважаемые родители! Если ребенок не реагирует адекватно на звуковые стимулы, если ребенок не начал говорить в положенное время, если он неправильно произносит звуки, если у вас есть какие-либо подозрения в отношении задержки его слухоречевого развития – как можно скорее обратитесь к специалисту для проверки слуха у ребенка!

Нарушения слуха у детей приводят к серьезным отрицательным последствиям: задержке развития речи, поведенческим нарушениям, когнитивным расстройствам. Будущее ребенка с нарушением слуха зависит от своевременного выявления проблем со слухом и раннего начала слуховой реабилитации. Для своевременного выявления нарушений слуха важно обращать особое внимание на факторы нарушения слуха в раннем возрасте, следить за развитием и разборчивостью речи ребенка, сравнивать развитие вашего ребенка и его сверстников.

С помощью нижеуказанной анкеты родители, опекуны, родственники и педагоги могут проверить соответствие слухоречевого развития их ребенка возрастным нормам.

Вопрос

Поведение ребенка с нормальным слухом

3-6 месяцев 

Как ребенок реагирует на ваше обращение? При звуках голоса успокаивается или возбуждается
Реагирует ли ребенок на ваш голос, даже если в этот момент он вас не видит? Следит глазами или поворачивает головку по направлению к вам

7-10 месяцев

Как ребенок реагирует на знакомые звуки, когда он не видит, что происходит? Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков. Чтобы вызвать реакцию, звуки должны быть громкими.

11-15 месяцев

Может ли ребенок по просьбе показать знакомые предметы? Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик».  Понимание слов демонстрируется действием: реагируя на просьбу, ребенок указывает на игрушку или человека.
По-разному ли ребенок реагирует на различные звуки? Лопочет в ответ на голос; кричит, когда слышит гром; прищуривается, когда сердито делают замечание.
Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их? Повторение, имитация свидетельствуют о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их.

15 месяцев - 1,6 года

Может ли ребенок по просьбе показать части своего тела? Выполняет просьбы, показывает руки, голову, глаза, уши и т.д.
Сколько содержательных слов использует ребенок? Словарный запас ребенка насчитывает 15 – 30 слов; ребенок выговаривает их не вполне четко, но понятно; слова означают предметы или действия.

2 года

Может ли ребенок самостоятельно выполнять простые инструкции, например, посмотреть на предмет, показать его? Выполняет несколько простых инструкций без зрительного подкрепления.
Использует ли ребенок названия знакомых предметов, людей (мама, папа, чашка, хлеб)? Пользуется повседневными словами, которые слышит дома.
Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли ребенок на картинки с изображением знакомых предметов по вашей просьбе? Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают; по вашей просьбе они показывают на картинки.
Как ребенок называет себя? Говоря о себе, ребенок называет себя по имени.
Объединяет ли ребенок слова в простые предложения? Например: «Машина едет», «Пойдем гулять». Чаще всего говорят неполными и грамматически неправильными предложениями.

2,5 года

Знает ли ребенок простые стишки, песенки? Нравится ли ребенку их слушать? Как он реагирует на знакомые звуки? Многие дети рассказывают или поют короткие стишки, песенки; с удовольствием слушают песни. Если происходит что-то интересное для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает об услышанном.

3 года

Демонстрирует ли ребенок понимание слов, помимо указывания на предмет? Например, понимает ли он просьбы «Запусти юлу» или «Дай мишку»? Понимает значение и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями. Например: «Иду», «В», «Большой».
Находит ли вас ребенок, если вы зовете его из другой комнаты? Четко определяет источник звука и находит его.
Использует ли ребенок иногда распространенные предложения? Время от времени использует распространенные предложения.

4 года

Спрашивает ли вас ребенок о недавних событиях? Например, о посещении зоопарка или дне рождения папы. Связно комментирует недавние события, свои ощущения.
Может ли ребенок последовательно выполнять инструкции? Например: «Лена, найди папу и скажи, что обед готов». Последовательно выполняет две инструкции.

5 лет

Понимают ли ребенка посторонние люди? Речь разборчива, понятна, только отдельные слова могут произноситься неправильно.
Способен ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми, знакомыми взрослыми? Большинство детей в состоянии поддержать разговор.
Начинает ли ребенок предложения со слова «я» вместо «мне» или «он» вместо «его»? Местоимения используются правильно.

6 лет

Правильно ли выговаривает ребенок звуки родного языка? Все звуки выговаривает правильно.
Может ли ребенок пересказать сказку, содержание мультфильма, описать что-либо без вашей помощи? Самостоятельно пересказывает, рассказывает не только о недавних событиях, но и произошедших год назад.
Может ли ребенок по вашей просьбе говорить тише или громче? Во время разговора учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость голоса.
Насколько критично относится ребенок к своему произношению? Большинство детей понимают, что говорить надо правильно, и осознают дефекты своего произношения, если они есть.

Источник: Герасимова А.С. «Уникальное руководство по развитию речи/Под редакцией Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160с.

При подозрении, что у вашего ребенка нарушение слуха, как можно скорее обращайтесь в Медицинский центр слуховой реабилитации АВРОРА для выполнения скрининга и диагностики слуха ребенка.

Даже небольшое нарушение слуха может повлиять на развитие ребенка, на процесс овладения речью, а также на его психологическое состояние.

Если ваш ребенок не реагирует на звуки, не говорит или говорит хуже сверстников, не выговаривает отдельные звуки, «пропускает» окончания слов, а также слабо реагирует на вопросы и просьбы, быстро утомляется либо гиперактивен - это сигнал о необходимости проверить состояние его слуха.

Но особо внимательным к состоянию слуха ребенка следует быть родителям новорожденных и детей, не достигших трехлетнего возраста. Возраст до трех лет – критический период для развития слуха и речи. Это связано с нейропластичностью коры головного мозга.

Обязательно проверьте слух вашего ребенка!

Обратитесь в Медицинский центр слуховой реабилитации АВРОРА.

Опытные специалисты – врачи-сурдологи и сурдопедагоги выполнят проверку слуха (слуховой скрининг), а при необходимости – детальную слуховую диагностику при помощи современных методов и аппаратуры и помогут найти оптимальное решение для лечения или реабилитации ребенка с нарушением слуха.

Последние статьи

Слуховые аппараты Oticon для детей: суперустройства, выдерживающие любые испытания

Многие воспринимают слуховые аппараты как приговор. В частности, это касается родителей, которым трудно смириться с мыслью, что у их ребенка нарушение слуха. Не стоит расстраиваться, ведь современные слуховые аппараты отлично компенсируют потерю слуха. А передовые технологии делают их использование максимально комфортным и долгосрочным.
Читать далее

Слуховые аппараты: когда следует носить и когда не нужно

Когда вы впервые надеваете один или два слуховых аппарата и понимаете, какой это кайф — слышать все окружающие звуки, может случиться так, что вы больше никогда не захотите их снимать. Однако чтобы поддерживать ваши устройства в идеальном состоянии, важно понимать, когда можно и когда нельзя носить слуховые аппараты.
Читать далее

Как работать и заниматься любимым делом, несмотря на нарушение слуха

Первый момент, на который нужно обратить внимание, если у вас есть нарушение слуха и ищете работу. Определите для себя сферы, в которых работать вам будет удобно.
Читать далее
  • uk
  • ru