Нарушения слуха у детей приводят к серьезным отрицательным последствиям: задержке развития речи, поведенческим нарушениям, когнитивным расстройствам. Будущее ребенка с нарушением слуха зависит от своевременного выявления проблем со слухом и раннего начала слуховой реабилитации. Для своевременного выявления нарушений слуха важно обращать особое внимание на факторы нарушения слуха в раннем возрасте, следить за развитием и разборчивостью речи ребенка, сравнивать развитие вашего ребенка и его сверстников.
С помощью нижеуказанной анкеты родители, опекуны, родственники и педагоги могут проверить соответствие слухоречевого развития их ребенка возрастным нормам.
Вопрос |
Поведение ребенка с нормальным слухом |
3-6 месяцев |
|
Как ребенок реагирует на ваше обращение? | При звуках голоса успокаивается или возбуждается |
Реагирует ли ребенок на ваш голос, даже если в этот момент он вас не видит? | Следит глазами или поворачивает головку по направлению к вам |
7-10 месяцев |
|
Как ребенок реагирует на знакомые звуки, когда он не видит, что происходит? | Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков. Чтобы вызвать реакцию, звуки должны быть громкими. |
11-15 месяцев |
|
Может ли ребенок по просьбе показать знакомые предметы? | Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик». Понимание слов демонстрируется действием: реагируя на просьбу, ребенок указывает на игрушку или человека. |
По-разному ли ребенок реагирует на различные звуки? | Лопочет в ответ на голос; кричит, когда слышит гром; прищуривается, когда сердито делают замечание. |
Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их? | Повторение, имитация свидетельствуют о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их. |
15 месяцев - 1,6 года |
|
Может ли ребенок по просьбе показать части своего тела? | Выполняет просьбы, показывает руки, голову, глаза, уши и т.д. |
Сколько содержательных слов использует ребенок? | Словарный запас ребенка насчитывает 15 – 30 слов; ребенок выговаривает их не вполне четко, но понятно; слова означают предметы или действия. |
2 года |
|
Может ли ребенок самостоятельно выполнять простые инструкции, например, посмотреть на предмет, показать его? | Выполняет несколько простых инструкций без зрительного подкрепления. |
Использует ли ребенок названия знакомых предметов, людей (мама, папа, чашка, хлеб)? | Пользуется повседневными словами, которые слышит дома. |
Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли ребенок на картинки с изображением знакомых предметов по вашей просьбе? | Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают; по вашей просьбе они показывают на картинки. |
Как ребенок называет себя? | Говоря о себе, ребенок называет себя по имени. |
Объединяет ли ребенок слова в простые предложения? Например: «Машина едет», «Пойдем гулять». | Чаще всего говорят неполными и грамматически неправильными предложениями. |
2,5 года |
|
Знает ли ребенок простые стишки, песенки? Нравится ли ребенку их слушать? Как он реагирует на знакомые звуки? | Многие дети рассказывают или поют короткие стишки, песенки; с удовольствием слушают песни. Если происходит что-то интересное для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает об услышанном. |
3 года |
|
Демонстрирует ли ребенок понимание слов, помимо указывания на предмет? Например, понимает ли он просьбы «Запусти юлу» или «Дай мишку»? | Понимает значение и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями. Например: «Иду», «В», «Большой». |
Находит ли вас ребенок, если вы зовете его из другой комнаты? | Четко определяет источник звука и находит его. |
Использует ли ребенок иногда распространенные предложения? | Время от времени использует распространенные предложения. |
4 года |
|
Спрашивает ли вас ребенок о недавних событиях? Например, о посещении зоопарка или дне рождения папы. | Связно комментирует недавние события, свои ощущения. |
Может ли ребенок последовательно выполнять инструкции? Например: «Лена, найди папу и скажи, что обед готов». | Последовательно выполняет две инструкции. |
5 лет |
|
Понимают ли ребенка посторонние люди? | Речь разборчива, понятна, только отдельные слова могут произноситься неправильно. |
Способен ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми, знакомыми взрослыми? | Большинство детей в состоянии поддержать разговор. |
Начинает ли ребенок предложения со слова «я» вместо «мне» или «он» вместо «его»? | Местоимения используются правильно. |
6 лет |
|
Правильно ли выговаривает ребенок звуки родного языка? | Все звуки выговаривает правильно. |
Может ли ребенок пересказать сказку, содержание мультфильма, описать что-либо без вашей помощи? | Самостоятельно пересказывает, рассказывает не только о недавних событиях, но и произошедших год назад. |
Может ли ребенок по вашей просьбе говорить тише или громче? | Во время разговора учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость голоса. |
Насколько критично относится ребенок к своему произношению? | Большинство детей понимают, что говорить надо правильно, и осознают дефекты своего произношения, если они есть. |
Источник: Герасимова А.С. «Уникальное руководство по развитию речи/Под редакцией Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160с.
При подозрении, что у вашего ребенка нарушение слуха, как можно скорее обращайтесь в Медицинский центр слуховой реабилитации АВРОРА для выполнения скрининга и диагностики слуха ребенка.
Даже небольшое нарушение слуха может повлиять на развитие ребенка, на процесс овладения речью, а также на его психологическое состояние.
Если ваш ребенок не реагирует на звуки, не говорит или говорит хуже сверстников, не выговаривает отдельные звуки, «пропускает» окончания слов, а также слабо реагирует на вопросы и просьбы, быстро утомляется либо гиперактивен - это сигнал о необходимости проверить состояние его слуха.
Но особо внимательным к состоянию слуха ребенка следует быть родителям новорожденных и детей, не достигших трехлетнего возраста. Возраст до трех лет – критический период для развития слуха и речи. Это связано с нейропластичностью коры головного мозга.
Обязательно проверьте слух вашего ребенка!
Обратитесь в Медицинский центр слуховой реабилитации АВРОРА.
Опытные специалисты – врачи-сурдологи и сурдопедагоги выполнят проверку слуха (слуховой скрининг), а при необходимости – детальную слуховую диагностику при помощи современных методов и аппаратуры и помогут найти оптимальное решение для лечения или реабилитации ребенка с нарушением слуха.