Впервые опубликованы результаты уникального мультидисциплинарного многолетнего исследования, посвященного детям с нарушением слуха, проведенного учеными Университета Айовы (University of Iowa, Iowa City, Iowa, США), Национального научно-исследовательного госпиталя Бойз Таун (Boys Town National Research Hospital, Omaha, Nebraska, США) и Университета Северной Каролины (University of North Carolina at Chapel Hill). В исследовании участвовали группа из 317 детей с нарушением слуха и контрольная группа из 117 детей со слухом в пределах нормы. Большинство детей с нарушением слуха (76%) были выявлены неонатальным слуховым скринингом. Их нарушение слуха было необратимым двусторонним, от небольшого до тяжелого (25-75 дБ).
Почти все наблюдавшиеся дети пользовались слуховыми аппаратами. Дети обследовались с раннего возраста (от младенческого до дошкольного) и находились под постоянным наблюдением ученых-исследователей на протяжении трех и более лет. В течение этого времени изучалось речевое развитие речи детей с нарушением слуха в сопоставлении с их развитием у нормально слышащих детей. Результаты исследования показали, что при правильном слухопротезировании, слуховой реабилитации и других равных условиях, дети с нарушенным слухом практически не отстают от нормально слышащих детей как в речевом развитии, так и в учебе. Эти результаты имеют большое значение для мировой науки и практики слуховой помощи детям во всем мире.
То, что дети с нарушением слуха отстают от своих нормально слышащих сверстников в речевом развитии, и, как следствие, в академической успеваемости, известно давно. Предполагалось также, что слухопротезирование слуховыми аппаратами может сократить или компенсировать такое отставание.
Именно на основании этой гипотезы в развитых странах были широко внедрены программы раннего выявления нарушений слуха и их реабилитации (Early Hearing Detection and Intervention, EHDI). Однако до настоящего времени отсутствовали научные данные, доказывающие данную гипотезу. Настоящее исследование впервые научно ее доказало.
Еще одна подтвержденная данным исследованием гипотеза заключается в том, что для достижения нормального развития речи и успехов в учёбе дети должны быть не только как можно раньше слухопротезированы, но также, слуховые аппараты должны быть качественными, правильно подобранными, настроенными и постоянно дополнительно настраиваться по мере развития ребенка.
Таким образом, исследование подтвердило, что оптимальная ранняя реабилитация способна закрыть «разрыв» развития между детьми с нарушенным слухом и их нормальнослышащими сверстниками.
Исследователи считают, что ранняя слуховая реабилитация необходима даже в случаях небольшого нарушения слуха.
С подробными результатами исследования можно ознакомиться в специальном Монографическом приложении научного журнала EAR and HEARING (УХО и СЛУХ) за ноябрь/декабрь 2015 года (November/December 2015 - Volume 36 - Supplement 1), которое опубликовано на сайте journals.lww.com. Журнал является печатным органом Американского слухового общества (American Auditory Society).
Слух необходим ребенку во всех аспектах жизни – для речевого развития, приобретения социальных навыков, получения общеобразовательных и профессиональных знаний, достижения успехов в жизни.
Однако до настоящего времени проводилось мало глубоких научных исследований о влиянии нарушения слуха, от небольшого до тяжелого у младенцев и дошкольников, чтобы определить, какая поддержка им нужна для успешного развития.
В широкомасштабном, на протяжении 2008-2015 годов, исследовании, впервые в мире изучалось речевое развитие детей с нарушением слуха от небольшого до тяжелого. Возраст - от шести месяцев до семи лет.
Исследование под названием «Результаты детей с нарушением слуха» (Outcomes of Children with Hearing Loss (OCHL) проводилось учеными Университета Айовы (University of Iowa), Национального научно-исследовательного госпиталя «Бойз Таун» (Boys Town National Research Hospital) и Университета Северной Каролины (University of North Carolina at Chapel Hill). Исследование финансировалось грантами Национального института глухоты и других расстройств коммуникации (National Institute on Deafness and Other Communication Disorders, США). Оно изучало влияние раннего выявления снижения слуха и слуховой реабилитации на речевое развитие детей с нарушением слуха.
Ученые обнаружили, что у детей с нарушенным слухом речевые навыки развиты существенно хуже, чем у их нормально слышащих сверстников. Причем негативное влияние снижения слуха на развитие речи пропорционально степени нарушения слуха – чем больше снижение слуха, тем хуже развита речь.
Исследование также обнаружило, что слухопротезирование детей правильно подобранными, настроенными и установленными слуховыми аппаратами обеспечивает гораздо лучшее развитие речи. В то же время было выявлено, что у половины находившихся под наблюдением детей слуховые аппараты были подобраны, настроены и установлены не оптимально, ограничивая доступность детей к звукам речи, усиленными их слуховыми аппаратами.
Аудиологи (в Украине – это врачи-сурдологи) долгое время предполагали, что если в условиях сурдологического кабинета ребенок слышит со слуховыми аппаратами лучше, чем без них, то с аппаратами ребенок будет лучше осваивать речь, развиваться и социализироваться. Однако далеко не всегда это улучшение было оптимизировано для достижения ребенком наилучших успехов с имеющимся у него слухом.
Те дети, слухопротезирование которых было оптимизировано, могли догнать сверстников в речевом развитии социальных навыках.
Риск отставания из-за нарушения слуха тем выше, чем больше снижение слуха, и тем раньше и более интенсивно должна проводиться слуховая реабилитация и интенсивное применение слуховых аппаратов.
Еще один важный результат исследования: слухопротезирование в раннем младенческом возрасте дает намного лучшие результаты развития речи. У детей, получивших слуховые аппараты в более позднем возрасте, наблюдалась задержка развития речи, хотя эта задержка уменьшалась при очень интенсивном пользовании слуховыми аппаратами. Ежедневное продолжительное их применение защищает от задержки развития. При этом насыщенность общения родных и близких с ребенком улучшает результаты развития речи.
Это исследование вооружает родителей научными данными для создания защиты развития ребенка со сниженным слухом и его успеха во всех аспектах его жизни.
Один из организаторов исследования профессор Мёллер (Moeller) подчеркнул, что «защита создается правильно установленными и постоянно используемыми слуховыми аппаратами, что дает ребенку богатую лингвистическую среду, окружающую ребенка».
В исследовании участвовали 317 детей с нарушенным слухом и контрольная группа из 117 детей с нормальным слухом. Дети поступали в исследование из 17 штатов. За небольшим исключением, у детей наблюдалось необратимое двустороннее снижение слуха и почти все дети были слухопротезированы слуховыми аппаратами.
Большинство детей со сниженным слухом были выявлены неонатальными программами слухового скрининга (слухового скрининга новорожденных). Необходимо отметить, что в настоящее время в США 97% всех новорожденных проходят слуховой скрининг.
Национальный центр США по оценке и менеджменту слуха (National Center for Hearing Assessment and Management (NCHAM) установил, что выявление снижения слуха у новорожденного и ранняя слуховая интервенция экономит ко времени выпуска ребенка из средней школы 400 тысяч долларов, затраченных на специальное образование.
Исследователи сделали 10 основных выводов:
1. У детей даже с небольшим нарушением слуха есть риск замедления развития речи, причем этот риск тем выше, чем больше снижение слуха, если оно не компенсировано слуховыми аппаратами, и чем дольше такое снижение слуха длится до слухопротезирования.
2. Слухопротезирование правильно подобранными, настроенными и установленными слуховыми аппаратами снижает риск замедления речевого развития. Качество подбора, настройки и установки слуховых аппаратов определяется точностью соответствия усиления и частотных характеристик слухового аппарата тем, что рассчитывается по специальным детским формулам, исходя из степени снижения слуха на каждой из аудиометрических звуковых частот. Это обеспечивает ребенку слышимость звуков речи в наибольшем частотном диапазоне. Чем выше было качество слухопротезирования, тем большим был успех ребенка в речевом развитии.
3. Большая часть детей (более половины) были слухопротезированы не оптимально, что негативно отражалось на слышимости речи и речевом развитии. В частности, усиление слуховых аппаратов отличалось на 5 дБ и более от оптимального целевого усиления. Слышимость ухудшалась также при продолжающемся снижении слуха, если слуховые аппараты не перенастраивались вовремя по мере ухудшения слуха, что наблюдалось у 16% детей, тогда как у 84% детей слух оставался стабильным на протяжении всего исследования. Некоторые снижения слуховых порогов слуха были вызваны изменением состояния среднего уха. Это подтвердило необходимость верификации правильности настройки слухового аппарата аппаратурными методами и постоянного наблюдения за состоянием слуха ребенка и его слуховых аппаратов, подстройки слуховых аппаратов при изменении слуха.
4. Раннее слухопротезирование дает лучшие результаты развития речи. Однако, у поздно слухопротезированных детей речь развивалась быстрее, чем у слухопротезированных в более раннем возрасте, которые были слухопротезированы не оптимально. Это подтвердило необходимость раннего слухопротезирования, которое должно быть оптимальным для ребенка. Развитие речи детей, слухопротезированных в младенчестве, практически полностью соответствовало речевому развитию у нормально слышащих детей к двухлетнему возрасту. У детей, слухопротезированных после 18 месяцев, также наблюдалось ускоренное развитие речи, но риск отставания от сверстников повышался и общее развитие речи отставало от сверстников.
5. Постоянное пользование оптимальными слуховыми аппаратами обеспечивает своего рода защиту от задержки развития речи и способствует развитию слуха. Это было особенно выражено у детей со средним и тяжелым снижением слуха. Развитие речи было особенно ухудшено у небольшой группы детей, у которых продолжительность ежедневного пользования слуховыми аппаратами была совсем небольшая. Особенно трудно было обеспечить продолжительное пользование слуховыми аппаратами у младенцев и малышей до 2 лет, но с возрастом продолжительность ежедневного пользования слуховыми аппаратами увеличивалась. Просвещение и обучение родителей положительно сказывалось на продолжительности пользования слуховыми аппаратами и ускоряло развитие речи у детей.
6. Качественные аспекты речи окружающих ребенка взрослых также оказывают влияние на развитие речи ребенка. Директивное (распорядительное, указующее) обращение к ребенку ухудшало развитие речи.
7. Развитие слухового восприятия зависело от слышимости усиленной слуховыми аппаратами речи. В частности, способность понимать речь к 2-летнему возрасту и далее в начальной школе определялась слышимостью речи со слуховыми аппаратами, которая, в свою очередь, зависела от оптимальности слухопротезирования.
8. У детей со сниженным слухом возникает больший риск недоразвития структурных, морфологических аспектов речи, чем лексических, что обусловлено пропусканием важных лингвистических характеристик речи.
9. Простое сравнение с нормативными данными развития речи может неверно оценить результаты ее развития у детей со сниженным слухом. Их результаты важно сопоставлять с детьми из аналогичного социального окружения.
10. Результаты исследования поддержали первоначальную гипотезу. Слышимость речи со слуховыми аппаратами, интенсивность пользования слуховыми аппаратами и характеристики речевого окружения ребенка уменьшают негативное влияние снижения слуха на результаты развития речи ребенка. Наоборот, более значительное снижение слуха, плохая слышимость речи со слуховыми аппаратами, непостоянное пользование слуховыми аппаратами, задержка слухопротезирования и ограниченность качества речевого окружения снижают поступающие в мозг ребенка лингвистические сигналы и повышают риск плохих результатов развития речи у ребенка.
Эти выводы очень важные и ценные, так как впервые научно доказана исключительная важность и необходимость раннего выявления нарушений слуха, раннего слухопротезирования, оптимальности слухопротезирования и качества речевого окружения для развития у ребенка слухового восприятия речи, собственной речи, родного языка.
Обращайтесь в Медицинский центр слуховой реабилитации Аврора.
Опытные специалисты врачи-сурдологи и сурдопедагоги проведут проверку слуха (слуховой скрининг), а при необходимости тщательную слуховую диагностику с помощью современных методов и аппаратуры и помогут найти оптимальное решение для лечения или реабилитации ребенка при наличии нарушения слуха.