Сейчас ее дочери Марине уже 12 лет, и, несмотря на нарушение слуха, девочка очень любознательная, успешно учится в школе, свободно общается с окружающими, имеет много друзей, посещает музыкальные кружки (фортепиано и труба), танцует и поет. А когда-то Марина умела только читать и писать и совсем не говорила. Чтобы дочь пришла к нынешним успехам, маме Светлане пришлось приложить невероятные, почти титанические усилия.
«Впервые я поняла, что с дочерью что-то не так, когда Маринке было 3 месяца. Старшие дети – их у меня трое, сыну тогда было 13 лет – шумели, бегали по комнате, а Маринка мирно спала. Не просыпалась она и от громких звуков телевизора, - вспоминает Светлана. – Тогда я обратилась к детскому невропатологу, а он сказал, что все с девочкой нормально, и посоветовал прийти через месяц. Я не пришла, потому что подозрений больше не возникало. Только когда Маринке исполнилось 2 года, и пора бы уже заговорить, а она все молчала – я забеспокоилась. Но меня успокаивали родственники: «Ну посмотри, она же вздрагивает, если громко хлопнуть дверью или в ладоши, - значит, слышит!». Марина реагировала даже на шум лифта в доме и писк резиновых игрушек. На самом деле даже полностью глухой человек может ощущать вибрацию при стуке или хлопках на небольшом расстоянии – но это я уже сейчас знаю. Детский отоларинголог подтвердил мои догадки, что у дочери проблемы со слухом, и посоветовали прийти через годик, когда она подрастет, и можно будет лучше исследовать слух. Если бы все было так просто! Терять год – это просто преступление по отношению к ребенку».
Стоит сказать, что в семье Марины раньше ни у кого не было проблем со слухом. Поэтому распознать проблему вовремя без специального оборудования было непросто, а Маринка при этом еще и что-то произносила по-своему, издавала звуки, гулила: «ма-ма», «бабаба». Это значит, что у ребенка были какие-то остатки слуха. Что именно послужило причиной нарушения слуха, можно только догадываться.
«Слуховые аппараты мы приобрели, когда Маринке было 4 года. Это довольно поздно, потому что научить ребенка говорить в таком возрасте уже очень сложно, нужен постоянный упорный труд родителей и сурдопедагогов. Знаете, в Медицинском центре слуховой реабилитации АВРОРА я встретила мальчика, слухопротезированного в 8 месяцев! Он говорит очень чисто и красиво, как мы с вами, даже и не скажешь, что у него проблемы со слухом. Но благодаря чему он достиг таких результатов? С ним постоянно занимались родители и сурдопедагоги. Понять, как именно мне нужно заниматься с Мариной, мне очень помогла специализированная литература.
«Это обусловлено таким явлением как пластичность коры головного мозга (нейропластичность) – т.е. способностью слуховой коры мозга, которая в норме служит для восприятия звуков и речи, перестроиться на выполнение других функций, – комментирует Оксана Щекатурина, врач-сурдолог, отоларинголог Медицинского центра слуховой реабилитации АВРОРА. - И эта перестройка «застывает», фиксируется, становится необратимой в возрасте 2-4 лет - в том случае, если мозг не получает сигналов от периферической слуховой системы. Это бывает, если слух нарушенный, но нарушение слуха не выявлено, не диагностировано и не компенсировано слуховыми аппаратами или же кохлеарным имплантатом и слуховым аппаратом. При несвоевременной диагностике и слухопротезировании у ребенка почти не остается шансов на нормальное слухоречевое развитие. Поэтому рекомендация некоторых специалистов "подождать, пока ребенок пойдет в детский сад или школу" может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка. Самый благоприятный период для овладения речью – это возраст от 7-12 месяцев до 3,5 - 4 лет. Поэтому в идеале ребенку с нарушением слуха следует подобрать слуховые аппараты в возрасте до 6 месяцев (при врожденной потере слуха) или в течение 6 месяцев после приобретенной потери слуха и в дальнейшем регулярно заниматься с сурдопедагогом. Раннее выявление, диагностика и реабилитация имеют, можно сказать, судьбоносное значение для ребенка».
В среднем мы с Мариной занимались не менее 3-5 часов в день, а дважды в неделю приходили на занятия к сурдопедагогу Медицинского центра АВРОРА – Наталье Козак, за что мы ей очень благодарны.
В Медицинском центре АВРОРА есть полный комплекс для слухоречевой реабилитации: консультации врачей, комплексная диагностика слуха на современном оборудовании, индивидуальный подбор и программирование слуховых аппаратов с помощью аудиологической техники и дальнейшее сопровождение специалистами. Мы постоянно, по мере взросления Марины, проходим в Медицинском центре АВРОРА обследование слуха и программирование слуховых аппаратов в соответствии с состоянием ее слуха.
Специалисты АВРОРЫ для нас уже как родные, мы их очень любим и уважаем.
Мы с Мариной не останавливаемся на достигнутом – продолжаем заниматься развитием слуха и речи, учим английский язык и развиваем все наши таланты. А еще Марина мечтает стать педагогом, чтобы учить других деток.»
А родителям Светлана советует: «Пожалуйста, меньше прислушивайтесь к посторонним людям и больше – к себе; мама всегда знает и чувствует, когда с ее ребенком что-то не так. Если возникли сомнения насчет здоровья ребенка, идите на консультацию к врачам: к одному, к другому, в специализированный медицинский центр и т.д.. Лучше сразу расставить все точки над «і», чем потом жить в состоянии шока, растянувшегося на месяцы и годы. Даже если у вашего малыша обнаружат проблему, ваша любовь и современные технологии помогут ему адаптироваться в этом большом мире».
© Центр слуховой реабилитации Аврора, 2017. Все права сохранены.