В одной из местных поселковых школ Изяславского района Хмельницкой области учителя младших классов заметили, что у 9-летнего Николая резко снизилась успеваемость. Мальчик вдруг стал невнимательным, рассеянным, и реагировал только на обращения на повышенных интонациях. Медицинская комиссия, приехавшая из Хмельницкого, установила у ребенка нарушение слуха - двухсторонний неврит слухового нерва. Врачи, родители и учителя забили тревогу, но что могла предложить советская медицина в далеком 1961 году?
Директор школы собрал педагогический коллектив, где поставил задание перед учителями: максимально помогать Николаю в учебе, стоять рядом во время диктантов, следить, чтобы ребенок получал нужную информацию в достаточном объеме.
Тогда и появился у Николая первый отечественный слуховой аппарат карманного типа – большая редкость и страшный дефицит в конце 60-х годов прошлого века. Но Николай не принял этот слуховой аппарат не только из-за его громоздкости и неэстетичности, а также потому, что этот аппарат совершенно не помогал, а всего лишь усиливал ужасающую какофонию звуков, от которых раскалывалась голова. При этом аппарат еще и ужасающе свистел. Вот и пришлось положить это "чудо техники" на полку.
Сложнее всего Николаю пришлось после 8-го класса, когда стало больше предметов и, соответственно, учителей, которые не всегда должным образом воспринимали проблему ученика. Из-за непонимания начались проблемы и в общении со сверстниками. Получить аттестат о среднем образовании Николаю помогли настойчивость и целеустремленность: школьную программу освоил практически самостоятельно - по учебникам.
После окончания школы Николай поехал во Львов, где закончил училище по специальности "фотолаборант", по которой и проработал 5 лет. В техникуме он познакомился с замечательной девушкой Натальей - сурдопереводчиком и вскоре они поженились. Во львовском обществе глухих Николаю подсказали учебные заведения, где есть специальный подход к обучению неслышащих. Так он поступил и закончил с отличием техникум по специальности "механик швейного оборудования". Много лет поработал в конструкторском бюро. Молодого человека заметили и пригласили на работу в УТОГ, где впоследствии он стал начальником отдела слуховой, трудовой и социальной реабилитации.
Настойчивость, жажда знаний и искреннее желание помочь неслышащим людям в социализации, сподвигли Николая Павловича поступить в Киевский педагогический институт им. М.П. Драгоманова на заочное отделение по специальности "сурдопедагог".
После окончания института Николай Павлович участвовал в создании и работе Фонда социальной защиты инвалидов. Возглавлял общество спортсменов инвалидов - Украинский центр физической культуры и спорта инвалидов ("ИНВА-СПОРТ"). Николай Павлович прекрасно владеет русским и украинским языками, а также жестовой речью. Он пользуется заслуженным авторитетом в обществе неслышащих и его огромный вклад в оказании помощи людям с ограниченными возможностями сложно переоценить.
"Свой первый слуховой аппарат я одел в 19 лет, - вспоминает Николай Павлович. - в Минздраве в Москве, куда мы попали по предварительной записи, мне выдали "Отикон".
Привыкал я к первому слуховому аппарату очень тяжело и первое время носил его только дома. Но вскоре результат превзошел все ожидания. К сожалению, тогда нам удалось "достать" только один слуховой аппарат и, возможно, поэтому вскоре без стимулирования аппаратом слуховой нерв на другом (без аппарата) ухе со временем "атрофировался". Всю жизнь у меня только "Отикон", я пробовал много слуховых аппаратов многих фирм, но ни один не удовлетворял максимально полно мои требования и ожидания так, как слуховые аппараты Oticon. Слуховой аппарат стал для меня так называемым мостиком между тишиной и звуками, между миром глухих и миром слышащих. Но любой физический орган без соответствующих тренировок, как я знаю из практики занятий спортом, атрофируется. Так обстоит дело и с нашими ушами. Я бы хотел пожелать всем, столкнувшимся с проблемой потери слуха, настойчивости и упорства в тренировках развития слухового восприятия. Ведь благодаря этому и правильно подобранным и грамотно настроенным слуховым аппаратам я смог состояться как полноправный член общества, найти свое место в этой жизни и помогать другим людям".