Слухопротезирование детей кохлеарными имплантами

Решение по протезированию ребенка кохлеарными имплантами затрагивает очень много сфер его жизни. Перед тем, как будет рассмотрена возможность и необходимость хирургического вмешательства, вашему ребенку нужно пройти обследование с целью установления пользы и необходимости такой процедуры. Если ответы на эти вопросы будут позитивными, ребенку сделают операцию, после чего для достижения наилучших результатов должен быть организован послеоперационный надзор и слухоразговорная реабилитация.

Предоперационная оценка

Врачи центра имплантации проводят предоперационную оценку с целью тестирования уровня слуха ребенка и понимания мотивации родителей. Такая оценка состоит из нескольких обследований.

Медицинское обследование. Оно нужно для определения общего состояния здоровья. Кроме МРТ, обычно выполняют КТ-исследование, чтобы определиться с возможностью проведения хирургического вмешательства, а также того, какое ухо следует протезировать. Полученные томографические изображения позволяют группе врачей определять физическую возможность введения электродной матрицы в завитки. В некоторых случаях это позволяет хирургу избежать прогнозируемых сложностей.

Corporate_Fitting_800

Аудиологическое обследование. Врач-аудиолог выполняет различные аудиологические исследования и тесты с использованием слуховых аппаратов (тональная и голосовая аудиометрия). Таким образом исследуется уровень потери слуха ребенка, и степень его усиления с помощью слуховых аппаратов. Иногда аудиологи рекомендуют «испытательный период» с более мощными слуховыми аппаратами, чтобы оценить потенциальную пользу использования кохлеарного импланта.

Врач-отоларинголог, сурдолог, или другой специалист по проблемам слуха поможет вам определить тип потери слуха, от которого страдает ребенок. Также вас могут направить в ближайший центр имплантации для определения, соответствует ли ваш ребенок требованиям кандидата на кохлеарную имплантацию. Кохлеарная имплантация — это длительный и сложный процесс, в течение которого вся семья должна поддерживать ребенка и помогать ему. Если это невозможно, следует рассмотреть иные решения.

Хирургическое вмешательство

Хирургическое вмешательство требуется, чтобы установить в ухе внутреннюю часть импланта. Хирург делает небольшой надрез в заушной зоне, достаточный чтобы разместить приемник с электронными схемами. После этого в завитки осторожно вставляется электродная матрица.

Имплантация выполняется под общим наркозом и обычно длится меньше двух часов, хотя ребенок при этом, как правило, госпитализируется на несколько дней. Риски кохлеарной имплантации такие же, как и у других видов хирургического вмешательства в ухо.

Ребенок не сможет слышать, пока к импланту НЕ будет подключен и активирован звуковой процессор. Обычно это происходит примерно через месяц после окончания госпитализации. Этот период нужен для того, чтобы ребенок отошел после наркоза, а надрез затянулся шрамом (обычно это занимает несколько недель).

Послеоперационный период

Для успешной имплантации также необходимо отладить качество звука и другие настройки звукового процессора, пройти процесс слуховой реабилитации, в течение которого ребенок учится проявлять и толковать звуковую информацию, которую он получает.

Настройка кохлеарных имплантов

Во время первого сеанса настройки, аудиолог подключает звуковой процессор и объясняет принципы его функционирования ребенку и его родителям. В течение этой консультации определяется уровень раздражения каждого электрода, вставленного в завитки. Также корректируются другие параметры с целью оптимизации восприятия звуковой информации.

Чтобы постепенно улучшить качество звуковой информации, на протяжении послеоперационного периода (несколько месяцев) проводятся некоторое количество сеансов настройки. Промежутки времени между посещениями специалиста постепенно увеличиваются, пока не удастся достичь стабильных и оптимальных настроек.

Слухоречевая реабилитация

После имплантации детям следует привыкнуть к сигналам импланта. Даже дети с внезапной потерей слуха воспринимают сигналы импланта не так, как они воспринимали обычные звуки до потери слуха. Мозг должен привыкнуть к новым раздражителям и научиться толковать их.

Слухоречевые занятия чрезвычайно важны для облегчения этого привыкания. Продолжительность и степень сложности такой реабилитации зависит от причины потери слуха и продолжительности времени, на протяжении которого ребенок страдал от потери слуха. Для детей, родившихся глухими или потерявшими слух до того, как начали учиться разговаривать, слухоречевая реабилитация будет более длительной и сложной.

Так же, как сеансы настройки звукового процессора, сеансы слухоречевой реабилитации происходят регулярно и часто, а затем (после окончания первого года) промежутки между ними постепенно увеличиваются. Работа сурдопедагога зависит от типа потери слуха вашего ребенка. Однако, она базируется на нескольких основных принципах: развитие восприятия звуковой информации через выявление различных источников звука, слушания и обучения языку и речи.

  • uk
  • ru