Научить пациента воспринимать, распознавать и понимать звуки с помощью системы кохлеарной имплантации - задача для педагогической составляющей реабилитации. Это не быстрый процесс, но не менее важный, чем создание оптимальной “звуковой карты”.
Потенциальные возможности восстановленного слуха реализуются в условиях системной, целенаправленной и длительной работы специалистов междисциплинарной команды, семьи и пациента. Длительность программы комплексной слуховой реабилитации зависит от типа потери слуха, возраста пациента и его личной мотивации.
Важным фактором, влияющим на течение реабилитации, является длительность периода потери слуха. Чем он больший, тем сложнее и длительнее будет реабилитация. Момент потери слуха определяет ход реабилитации.
По этим критериям пациенты делятся на две группы:
- Те, кто утратил слух до периода формирования речи;
- Те, кто утратил слух, когда речь уже была сформирована.
Для второй группы пациентов реабилитация обычно длится от 6 месяцев до 1 года, и сосредоточена главным образом на восстановлении слуховых возможностей. Особенное внимание нужно обратить на детей, входящих в эту группу. Важно, чтобы имплантация им была выполнена сразу же после потери слуха, тогда позитивные результаты реабилитации будут достигнуты максимально быстро.
Для первой группы пациентов, чтобы ребенок научился слышать, понимать речь, говорить и использовать ее для общения, реабилитация продлится несколько лет. Раннее протезирование повышает возможность получить успешные результаты.
Подростки и взрослые, которые имеют врожденную потерю слуха, или утратили его в раннем возрасте и страдали от глухоты на протяжении долгого периода, чувствуют себя уверенней и лучше понимают речь после прохождения реабилитации. Длится она несколько лет, однако в некоторых ситуациях им придется пользоваться методом считывания с губ.