Николай Павлович

сурдопедагог

Через тернии к звездам...

Потеря слуха - страшная болезнь, коварность которой зачастую таится в том, что она может настигнуть внезапно... Наверно, сложнее приходится тем людям, которые познали радость человеческого общения и вдруг по воле злого рока судьбы оказались в мире тишины... Как жить дальше? Как найти свое место под солнцем в этой жизни? Можно выбрать одну дорогу - в Мир глухих, более простую и гладкую, со своим узким кругом общения, а можно выбрать и другую - дорогу в Мир слышащих: очень сложную, каменистую, с лабиринтами препятствий... На распутье таких жизненных дорог оказался и Николай Павлович.

В одной из местных поселковых школ Изяславского района Хмельницкой области учителя младших классов заметили, что у  9-летнего Николая резко снизилась успеваемость. Мальчик вдруг стал невнимательным, рассеянным,  и  реагировал только на обращения на повышенных интонациях. Медицинская комиссия, приехавшая из Хмельницкого, установила у ребенка  нарушение слуха -  двухсторонний неврит слухового нерва. Врачи, родители и учителя забили тревогу, но что могла предложить советская медицина в далеком 1961 году?

Директор школы собрал педагогический коллектив, где поставил задание перед  учителями: максимально помогать Николаю в учебе, стоять рядом во время диктантов, следить, чтобы ребенок получал нужную информацию в достаточном объеме.

Тогда и появился у Николая первый отечественный слуховой аппарат карманного типа – большая редкость и страшный дефицит в конце 60-х годов прошлого века. Но Николай не принял этот слуховой аппарат не только из-за его громоздкости и неэстетичности, а также потому,  что этот аппарат совершенно не помогал, а всего лишь усиливал  ужасающую какофонию звуков,  от которых раскалывалась голова. При этом аппарат еще и ужасающе свистел. Вот и пришлось положить это "чудо техники" на полку.

Сложнее всего Николаю пришлось после 8-го  класса, когда стало больше предметов и, соответственно, учителей, которые не всегда должным образом воспринимали  проблему ученика. Из-за непонимания начались проблемы и в общении со сверстниками.  Получить аттестат о среднем образовании Николаю помогли настойчивость и целеустремленность: школьную программу освоил практически самостоятельно - по учебникам.

После окончания школы Николай поехал во Львов, где закончил училище по специальности "фотолаборант",  по которой и проработал 5 лет.  В техникуме он познакомился с замечательной  девушкой Натальей - сурдопереводчиком и вскоре они поженились. Во львовском обществе глухих Николаю подсказали учебные заведения, где есть специальный подход к обучению неслышащих. Так он поступил и закончил с отличием техникум по специальности "механик швейного оборудования". Много лет поработал в конструкторском бюро. Молодого человека заметили и пригласили на работу в УТОГ, где впоследствии он стал начальником отдела слуховой, трудовой и социальной реабилитации.

Dmytruk-R-02

Настойчивость, жажда знаний и искреннее желание помочь неслышащим людям в социализации, сподвигли Николая Павловича  поступить в Киевский педагогический институт им. М.П. Драгоманова на заочное отделение по специальности "сурдопедагог".

После окончания института Николай Павлович участвовал в создании и работе Фонда социальной защиты инвалидов. Возглавлял общество спортсменов инвалидов  - Украинский центр  физической культуры и спорта инвалидов ("ИНВА-СПОРТ"). Николай Павлович прекрасно владеет русским и украинским языками, а также жестовой речью. Он пользуется заслуженным авторитетом в обществе неслышащих и его огромный вклад в оказании помощи людям с ограниченными возможностями сложно переоценить.

"Свой первый слуховой аппарат я одел в 19 лет,  - вспоминает Николай Павлович. - в Минздраве в Москве, куда мы попали по предварительной записи, мне выдали "Отикон".

Привыкал я к первому слуховому аппарату очень тяжело и первое время носил его только дома. Но вскоре результат превзошел все ожидания.  К сожалению, тогда нам удалось "достать" только один слуховой аппарат и, возможно, поэтому вскоре без стимулирования аппаратом  слуховой нерв на другом (без аппарата) ухе со временем "атрофировался".  Всю жизнь у меня  только "Отикон", я пробовал много слуховых аппаратов многих фирм, но ни один не удовлетворял максимально полно мои требования и ожидания так, как слуховые аппараты Oticon. Слуховой аппарат стал для меня так называемым мостиком между тишиной и звуками, между миром глухих и миром слышащих. Но любой физический орган без соответствующих тренировок, как я знаю из практики занятий спортом, атрофируется. Так обстоит дело и с нашими ушами. Я бы хотел пожелать всем, столкнувшимся с проблемой потери слуха, настойчивости и упорства в тренировках развития слухового восприятия. Ведь благодаря этому и правильно подобранным и грамотно настроенным слуховым аппаратам я смог состояться как полноправный член общества, найти свое место в этой жизни и помогать другим людям".

  • uk
  • ru