Центр слуховой реабилитации АВРОРА

г. Киев, ул. Демеевская, 14. (Метро Демеевская)

(044) 333-43-10

clinica@aurora.ua

(050) 382-41-95

(098) 120-45-16

Условно-рефлекторная и детская игровая аудиометрия. Подготовка ребенка к обследованию


Условно-рефлекторная и детская игровая аудиометрия.  Подготовка ребенка  к обследованию

© Елена Хоменко, MD, врач-сурдолог, отоларинголог,
Елена Соколова, MD, PhD (Отоларингология)

Родители часто спрашивают, что нужно делать перед проведением обследования слуха и как правильно подготовить ребенка к игровой аудиометрии. 

Точность результатов обследования существенно зависит от подготовки ребенка. Чем точнее результаты обследования, тем правильнее диагноз. А в случае, если ребенку показаны слуховые аппараты, тем точнее их подбор и настройка по данным обследования.

Недавно были опубликованы результаты многолетних научных исследований ученых из США (читайте статью на нашем сайте), которые доказали, что чем точнее подобраны и настроены слуховые аппараты в соответствии с остаточным слухом ребенка, тем лучше результаты слухопротезирования, быстрее идет развитие речи и языка, лучше успеваемость, более широкий круг общения и при этом большие шансы для дальнейшего профессионального роста.

Вот почему точность аудиометрического обследования имеет такое большое значение, а подготовка к обследованию является первым шагом к ее достижению.

Процесс обследования слуха называется «аудиометрия», т.е. измерение слуха. Результатом аудиометрии ребенка является аудиограмма.  Аудиограмма – это график, на который нанесены значения порогов слышимости тональных звуков разных частот. 

Аудиограмма показывает пороги слышимости на различных частотах

Порог слышимости – это самый минимальный уровень силы звука, которые слышит ребенок.  Он измеряется в децибелах (дБ) относительно стандартизированного порога слышимости у взрослых с нормальным слухом.  Именно пороги слышимости являются исходными данными для вычисления по специальным формулам требуемого усиления слухового аппарата на каждой аудиометрической частоте.

У младенцев и малышей до 1,5 лет оценить пороги слышимости возможно только объективным методом КСВП - коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы. С возраста 1,5 - 3 лет становится возможным точнее определить пороги слышимости методами поведенческой аудиометрии – условно-рефлекторной или игровой. При этом у ребенка вырабатывают двигательную условно-рефлекторную реакцию на звук со зрительным подкреплением, а обследование проходит в виде игры. Зрительным подкреплением служит появление игрушки, картинки или мультфильма при правильной реакции ребенка.

Точность результатов условно-рефлекторной и игровой аудиометрии зависит от подготовленности ребенка к обследованию. Чтобы получить точную аудиограмму, т.е. реакцию на самые тихие звуки, которые может слышать ребенок, его нужно научить это делать. В этом очень важна помощь родителей. Вот как можно научить малыша проявлять реакцию на самые тихие звуки, которые он слышит, а также показывать, что он не слышит звук.

Начальный этап тренировки – выработка условной поведенческой реакции. Прежде всего, следует научить ребенка выполнять какое-либо игровое действие по звуковому сигналу взрослого, например, катить мяч, бросать пуговицу или шарик в банку, надевать кольцо на пирамидку, складывать Лего и другие подобные действия. Важно, чтобы игра была интересна ребенку.

При этом взрослый создает звук, например, ударяя в бубен, барабан, по крышке кастрюли, хлопком в ладоши, дутьем в дудку, произнесением слогов типа «па-па-па», «ба-ба-ба», «ту-ту-ту». Причем ребенок должен видеть это действие взрослого, создающее звук.

Начинать следует с громких звуков, но не вызывающих у ребенка неприятных ощущений. Сначала ребенок должен видеть действие взрослого, вызывающее звуковой сигнал. Хорошо, если в начале тренировки второй взрослый или старший ребенок поможет малышу понять задание, выступая в роли модели поведения для малыша в этой ситуации. Один взрослый подает сигнал, а второй – вместе с малышом выполняет соответствующее действие – рукой самого ребенка или параллельно, вместе с ребенком.

Постепенно нужно добиться того, чтобы малыш ожидал звуковой сигнал и не начинал игровое действие без него. Важно видоменять действия, которые выполняет ребенок по звуковому сигналу, чтобы ему не надоело.

Чтобы игра была более интересной ребенку, полезно поменяться с малышом ролями: он подает звуковой сигнал, а взрослый выполняет действие.

Второй этап – выработка реакции только на звук. Когда ребенок научится ожидать звуковой сигнал, необходимо переходить к выработке реакции только на слух. При этом ребенок уже не должен видеть ваши действия, а только реагировать на звук.

Примером выполнения этого упражнения может быть выработка реакции на слоги. Взрослый садится за стол напротив малыша, кладет его и свои руки на стол, а около них – пуговицу. Обратив своим жестом внимание ребенка к своим губам, взрослый произносит слоги «па-па-па» с громкостью обычного разговора. В момент произнесения, взрослый рукой малыша берет пуговицу и бросает ее в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок начнет сам выполнять действия в момент произнесения слогов (5-8 занятий). Длительность пауз между произнесением надо постоянно менять, чтобы ребенок не привык к определенному ритму предъявления и не выполнял действие «механически», не услышав звук.

Во время этого упражнения не нужно произносить других слов или звуков. Не надо требовать и ждать повторения этих слогов малышом, вам нужна его реакция на звук – игровое действие. Возможно, позднее он будет повторять слоги/слова сам. Когда ребенок начнет четко реагировать, видя губы взрослого, нужно закрыть их листком бумаги или книжкой – так, чтобы ребенок не видел движение губ. Если ребенок не понимает это задание, нужно снова повторить задание без экрана.

При использовании экрана его нельзя убирать от лица сразу после произнесения звука, чтобы ребенок не реагировал на это механическое действие взрослого как на сигнал для своего игрового действия. Нужно учитывать, что экран несколько понижает уровень произносимого звука, в большей степени высокочастотных звуков речи, таких как «с», «ш», «х». Поэтому при тренировке, возможно, придется произносить звук несколько громче, а применять экран для занятий по развитию слуха и речи не целесообразно.

Третий этап – тренировка сообщения об отсутствии звука. Когда ребенок научится ждать звуковой сигнал и выполнять определенное игровое действие после предъявления сигнала, важно научить его информировать Вас, что сигнала нет – например, развести руки, покачать головой, обозначая «нет», «не слышу». Это облегчит различение ситуаций, когда ребенок не слышит звук, от ситуаций, когда ребенок отвлекся и пропустил сигнал.

Четвертый этап – тренировка реакции на тихие звуки. Когда ребенок научится реагировать на громкие звуки, надо научить его прислушиваться к более тихим звукам. Для этого сначала надо показать ему разницу между звучанием громких и тихих звуков, используя для этого барабан и сопровождая звук соответствующим жестом.

Подготовка малыша к исследованию слуха проводится ежедневно 2-3 раза в день. Продолжительность занятия 3-5 минут. Наглядный материал и задания нужно менять через 2-3 дня, а потом использовать их снова.

Постарайтесь сделать это интересной игрой, а не скучным уроком. Используйте ситуации и предметы, которые интересны ребенку. Хвалите ребенка за правильный ответ и радуйтесь вместе с ним.

Перед началом обследования полезно повторить домашнюю игру, чтобы напомнить ребенку его задачу отвечать игровым действием на звуки, применяемые при обследовании. Это поможет ребенку войти в игру и получить наиболее точные результаты.

 

УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!

ЖДЕМ ВАС НА ПРИЕМ В МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ СЛУХОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АВРОРА®
 

Записаться на прием

Наверх

Заказать обратный звонок