Центр слуховой реабилитации АВРОРА

г. Киев, ул. Демеевская, 14

(044) 333-43-10

clinica@aurora.ua

(050) 382-41-95

(098) 120-45-16

Социальная адаптация неслышащего ребенка


Социальная адаптация неслышащего ребенка

За качество жизни ребенка с нарушением слуха и речи можно и нужно бороться.

 

Я знаю, что тот, кто борется, может проиграть.

Но тот, кто не борется — уже проиграл! 

В настоящее время нарушение слуха, каким бы тяжелым оно не было, не является непреодолимым препятствием для обучения ребенка речи. Современные технологии слухопротезирования, долгий совместный и упорный труд родителей и сурдопедагогов способны сделать то, что кажется, на первый взгляд, нереальным: все больше  детей с нарушением слуха посещают обычные детские сады или учатся в общеобразовательных средних школах, поступают в ВУЗы на стационарную форму обучения. Ведь в результате своевременного бинаурального (двухстороннего) слухопротезирования и упорной тренировки  слухового восприятия формируется речевой слух, который  является, как и у нормально слышащих детей, основой для становления  устной речи.

Родители, которые решились на  слухопротезирование своего неслышащего ребенка  - выбрали  путь нормализации его жизни, путь упорного труда. Они знают  многое о современных методиках развития слуха, добиваются значительных успехов в развитии разговорной и письменной речи малыша, и все-таки некоторые из них задаются вопросами: «А что будет завтра? Как мой ребенок будет дальше жить со своей проблемой — нарушением слуха? Какую выбрать профессию? Как сложится его личная жизнь?».

Каждому родителю хочется видеть своих детей состоявшимися и счастливыми. Очень хочется уберечь их от ошибок и, где возможно, «соломку подстелить». Родители  боятся, что у их неслышащих детей будут трудности – но, может быть, они им нужны? Чтоб преодолеть свой недуг, стать сильнее, умнее,  готовыми к жизни в социуме.  Всегда нужно ориентироваться на большее: да, потеря слуха препятствует нормальному общению, но  при настоящей поддержке родителей ребенок сможет преодолеть все трудности. Все начинается с детства: самооценка ребенка, его вера в собственные силы и возможности основана в первую очередь на поведении родителей и их оценке.

Нужно твердо знать, что ребенок с нарушением слуха   такой, «как все»! Просто ему повезло меньше: приходится быть предельно внимательным в общественных местах, вслушиваться, анализировать каждый звук — тренировать  остатки слуха и, вследствие этого, заниматься раз в пять больше своих сверстников. Благодаря регулярным занятиям по развитию речи такой ребенок научится говорить, сможет выражать свои чувства и переживания не только возгласами и активной жестикуляцией,  но и делать собственные выводы из жизненных ситуаций.  

 Поэтому  неслышащего ребенка нужно не ограждать, а вводить в слышащую среду, ведь именно там он может получить стимул к речевому общению. По мере взросления ребенка и вследствие неустанных занятий будет развиваться и совершенствоваться его речь, с каждым годом  все лучше и лучше. При этом наряду с развитием слуха и речи   следует учить ребенка самостоятельности и умению выживать в обществе.

Слухопротезирование – это всего лишь первый, но очень важный этап в жизни неслышащего ребенка. Современные цифровые слуховые аппараты с элементами искусственного интеллекта  моделируют утраченную слуховую функцию непосредственно на уровне волосковых клеток и позволяют автоматически подбирать наилучшую комбинацию разборчивости речи и слухового комфорта в любых ситуациях. Они не только  ускоряют   процесс обучения речи и обеспечивают наивысшее качество звука, а также придают ребенку уверенность в себе и собственных силах.  Благодаря слухопротезированию и регулярным занятиям по развитию речи ребенок может развиваться так же, как и ребенок со слухом в пределах нормы. Вследствие этого и воспитывать ребенка с нарушением слуха и речи нужно так, как и слышащего ребенка  – целенаправленно на позитивный результат. Дети с нарушением слуха, если в их воспитание вкладывать много души и сил, могут развиваться даже успешнее своих ровесников. В результате и окружающие тоже поверят в ребенка и будут всячески способствовать его развитию: среди учителей, руководителей, соседей, друзей найдутся единомышленники. И в садике, и в школе, и на уроках музыки и рисования, занятиях спортом – ребенок с помощью слуховых аппаратов должен и будет расти, развиваться как самостоятельная личность в обществе на равных со слышащими.

Благодаря современным технологиям слухопротезирования, которые и далее, в этом нет сомнений, будут развиваться и усовершенствоваться, неслышащий ребенок  сможет добиться многого. Главное — родители должны  поверить в своего ребенка, внушить ему уверенность в себе и создать все условия для компенсации нарушения слуха и речи, развития и обучения.

 © Егова Елена

Наверх

Заказать обратный звонок